Будучи
современником дзю-дзюцу, айки-дзюцу имеет три принципиальных отличия от него:
во-первых, это чисто японское воинское искусство; во-вторых, приемы айки-дзюцу
созданы на основе приемов владения самурайским мечом; в-третьих, методы айки-дзюцу
основаны на принципах овладения и регулирования универсальной духовной силы --
внутренней энергии ки. Благодаря последнему фактору айки-дзюцу в Японии
считалось более высокой формой искусства по сравнению с дзю-дзюцу.
В соответствии
с традицией боевых искусств феодальной Японии, термин "айки" означал
воздействие сильного духом человека на слабого духом с целью доведения
последнего до состояния полной неподвижности, что соответствует
основополагающему принципу айки-дзюцу -- уберечь себя от ударов и удержать
противника от их нанесения.
Легендарным
создателем школы дайто-рю айки-дзюцу традиция называет Минамото-но "симицу
(1056--1127), семья которого была одним из главных правящих кланов Японии того
времени, из нее вышли многие известные борцы и правители -- сегуны клана
Минамото фактически господствовали в стране с конца XII века на протяжении
полутора столетий. "симицу и его старший брат "синэ разработали новую систему
боя на основе исследования строения костей и функционирования тела человека, но
ее техника в деталях нам неизвестна.
"сикие,
старший сын "симицу, переехав в район Кай, основал новую ветвь семьи Минамото
-- Такэда, и дайто-рю айки-дзюцу стало называться такэда-рю айки-дзюцу .
После гибели в
столкновении с войском Токугавы Иэясу полководца Такэды Сингэна семья Такэда
переселилась в провинцию Айдзу, правитель которой был ее союзником. Это было в
1573 году, а через девять лет непобедимая ранее кавалерия Такэды Кацуери,
старшего сына Сингэна, была разбита в собственных владениях в провинции Кай,
объединенными силами Токугавы Иэясу и Оды Нобунаги, а Кацуери лишил себя жизни
методом сэппуку. Таким образом, единственным хранителем секретов искусства
Минамото-но "симицу, передававшегося от поколения к поколению самураев семьи
Такэда, оказался переселившийся в Айдзу Такэда Куницугу. Через него дайто-рю
айки-дзюцу (такэда-рю айки-дзюцу) оказалось передано верхушке клана самураев
Айдзу .
С XVII века
айки-дзюцу развивалось преимущественно в рамках клана Айдзу. Первая из школ
этого клана, сохранившая название дайто-рю, была основана Гото
Таманэмоном-Тадаеси во второй половине XVII века, а полтора столетия спустя
Такэда Такуми-но-ками Дзоэмон, также принадлежавший к клану Айдзу, основал
школу такэда-рю.
Во второй
половине XIX века глава клана Айдзу князь Сайго Таномо-Тикамаса создал
собственную школу осикиути-рю, явившуюся синтезом дайто-рю и такэда-рю. Свое
искусство князь передал, в частности, Такэде Сокаку Минамото-Масаеси, который
основал четвертую школу айки-дзюцу, назвав ее дайто-рю (иначе -- айки-дзюцу
такэда-рю).
Ученики Такэды
Сокаку стали называть свое искусство айки-будо ("воинский путь соединения
энергий"), считая себя продолжателями традиций японских воинских искусств
будо. К таким школам относятся появившиеся на рубеже XIX--XX веков дайто-рю
айки-будо мастера Такэды Токимунэ, "сэйкан айки-дзюцу мастера Мотидзуки Минору,
тэнсин-седэн-катори синто мастера Сугино "сио. Ученик всех трех
вышеперечисленных мастеров француз Ален Флоке создал первую в Европе школу
айки-будо.
Одним из
учеников Такэды Сокаку был Уэсиба Морихэй, впоследствии создавший на основе
айки-дзюцу новую систему -- айкидо. В молодости Уэсиба изучал дзю-дзюцу школы
кито-рю, живя в Токио и имея там небольшой бизнес, но в 1912 году в возрасте 29
лет он переехал на остров Хоккайдо, который заселялся тогда по инициативе
правительства, стремившегося сохранить его в составе империи. На Хоккайдо
Уэсиба был представлен Такэде и в течение семи лет оставался его учеником. В
1916 году Уэсиба получил от учителя разрешение преподавать дайто-рю айки-дзюцу
и в конце концов в 1936 году открыл свою собственную школу в Токио. Название
своего стиля Уэсиба неоднократно менял, начав с "айки-будо" и закончив
"айкидо". В 1941 году официальный союз японских боевых искусств
Бутоку-кай признал уэсиба-рю айки-будо самостоятельной школой. В основном
преподавание нового стиля шло в токийском додзе "Кобукан", открытом
Уэсибой еще в 1931 году, то есть до того, как он заявил о создании собственной
школы.
Во время войны
Уэсиба выехал из подвергавшегося бомбежкам Токио в маленькую деревню Ивама.
Именно там в 1942 году им и было дано окончательное название своему искусству
-- айкидо. Там же было открыто новое додзе и заложен фундамент храма Айки-дзи.
В айкидо
основной акцент направлен на формирование личности посредством боевого
искусства. Приемы дайто-рю айки-дзюцу, модифицированные Уэсибой, стали носить в
основном защитный характер. Не случайно основополагающие принципы айкидо провозглашают:
не противодействуй, но одолевай врага его же силой; убереги себя от ударов и
удержи противника от их нанесения. Круговые движения в айкидо являются
носителями живой созидающей силы, гасящий любой конфликт, присущий
воинственному противостоянию. Защита базируется на принципе соединения энергий
(айки) -- энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится
контролировать нападение изнутри, сломить волю к совершению зла. Айкидо --
высоконравственная дисциплина, ибо стремится к сохранению физической
целостности нападающего, что прямо противоречит сущности айки-дзюцу и
большинства других боевых искусств.
Внешне айкидо
походит на борьбу, но это не борьба. Айкидо не имеет в своем арсенале захватов
и бросков, характерных для других боевых искусств. В айкидо нападение
противника отражается путем осуществления таких захватов руками, которые
направлены на то, чтобы лишить противника равновесия. Для этих целей усиленно
развиваются кисти рук, запястья, отрабатываются хватательные движения, а также
система нырятельных движений. Главное в схватке -- уклониться от ударов и
захватов, для чего используются приемы удержания и отдельные бросковые
движения.
В современном
мире существует несколько стилей айкидо. Официальным считается айки-кай, преподаваемый
в Токио прямыми потомками Уэсибы. Другие стили были созданы его учениками,
среди них кобу-дзюцу-айкидо, кориндо-айкидо, оцуки-рю айкидо, омики-рю айкидо,
есэйкан-рю айкидо. Среди новых стилей айкидо выделяется есинкан-рю айкидо --
"школа храма воспитания Духа", созданная в 1955 году учеником Уэсибы
Сиодой Годзо.
Изначально
Сиода изучал кэндо и дзюдо в школе своего отца, носившей название
""синкан". Желание проверить свои знания по дзюдо привело его в 1932
году к Уэсибе Морихэю, тогда преподававшему дайто-рю айки-дзюцу. Дзюдо
оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой айки-дзюцу, что
17-летний Сиода остался у Уэсибы. После второй мировой войны айкидо стало
превращаться из боевого искусства в способ духовного развития. Сиода же начал развивать
собственное направление, в котором сохранил эффективные методы единоборства.
Ученики школы есинкан-рю славились выносливостью и хорошей подготовкой своих
представителей и эффективностью их техники. Сиода Годзо был одним из немногих,
кто соединил древние методы айки-дзюцу с техникой айкидо.