История возникновения джиу-джитсу
Предположительно, основой джиу-джитсу стал стиль китайского боевого
искусства времен императорской династии Чоу (1122—25.5 гг. до н. э.). К
предшественникам джиу-джитсу относятся также системы самурайского
боевого единоборства, «ерой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет
которых пришелся на 11-15 века. Для этих систем характерны захваты за
руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения
от захватов, работа с кинжалом. Однако непосредственно борьба
джиу-джитсу произошла из школы рукопашного боя в легком снаряжении
(«когусоку»), основанной в 1532 японцем Такеноучи Хисамори (г.
Сакусикияма, остров Кюсю). В 1558 эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин,
выдающийся мастер, открыл в буддийском храме Секоку-дзи школу «циньна»
(или «шинь-на») — китайского искусства захватов, болевых приемов и
бросков. Трое его учеников: Миура Еситацу, Фу-куно Масакацу и Исогаи
Дзиродзаэмонпозже основали собственные школы джиу-джитсу: Миура-рю,
Фукуно-рю, Исогаи-рю. К концу 17 столетия насчитывалось уже 725 стилей,
каждый из которых имел свои особенности. Основатель школы джиу-джитсу в Эду (Токио), мастер И со Мутаемон
родился в 1800. Всю жизнь он посвятил изучению боевых искусств.
Согласно легенде, однажды Исо победил сотню бандитов, ему удалось
выиграть схватку благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым
местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы.
Джиу-Джитсу
Термин «джиу-джитсу» («дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как
общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым
«подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает
«мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как
«техника, способ». Итак, дзю-дзюцу — это «мягкая, или податливая
техника». Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока
тот не окажется в ловушке, а тогда обращает действия врага против него
самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы
победить»), наставники прибегают к выражениям вроде того, что «ветка
под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и что
«гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».
Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого
единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрои
куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века.
Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них,
броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с
кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать
собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения
и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать
облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить
в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по
уязвимым местам («атэми-вадза»).
Считается, что первую школу
рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), близкую к технике
современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в
городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо
(нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся
мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых
приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи
школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев
и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу,
Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы
дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI ив первой
половинеХVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли
из употребления, школы дзю-дзюцу возникали одна за другой. К 1650 году
их насчитывалось более 400. Наиболее крупными среди них, помимо
названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю,
Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю,
Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие. Исо Мутаемон — одна из
самых известных фигур в истории дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет
он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя
рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу,
которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Ёсин-рю. Здесь он
обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в
поисках самой лучшей школы и в конце концов попал к Хомму Дзёэмону,
который обучал Синно-синдо-рю. Несколько лет спустя он решил оставить
учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в
«мусасюгё» — путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить
свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие
его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько
вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая.
С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не
зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю
округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни
бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся
спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря
использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов,
дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо
большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и
основал там школу под названием Тэнсин-синъё-рю, которая содержала 124
приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000
учеников. Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем
300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы
самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось
изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись
три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу. Для этого
надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных
испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества
вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это
тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по многу
часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки
движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности
выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю,
тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие
приемы»). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до
сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее
в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и
продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является
ключом к последующим более сложным приемам. Прежнее положение вещей
начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года,
лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями.
Европейцы и американцы впервые познакомились с дзю-дзюцу уже в начале
XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в
Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире
дзю-дзюцу получило только с 50-х годов. Особый интерес к дзю-дзюцу
проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и
полицейские. Это понятно. Ведь техника современного дзю-дзюцу на 55—65%
состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими»
(захваты, болевые приемы, удушения, подножки, лкдсбуки, бркски)( а бщб
35‐41% бе объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками,
ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами,
дзю-дзюцу — это техника комбинированного рукопашного боя. Даное
определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют
в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности,
«классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до
30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест
длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто»
(обычный нож). Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком
смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности,
сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп
антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать
самим. Поэтому используемые ими системы дзю-дзюцу включают приемы
шокового, травматического и смертельного воздействия, а также
использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата
(винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.
Ведущую роль в современном дзю-дзюцу по-прежнему играют семейные школы
японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых
разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая —
Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 10—15 лет в разных
странах (в США, Франции, СНГ и других) стали появляться одна за другой
школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с
традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой
современное дзю-дзюцу. Надо отметить, что уставы международных
организаций дзю-дзюцу разрешают любой школе включать в программу
тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций
рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника
дзю-дзюцу включает в себя все известные приемы боя. Различия между
школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни
делают упор на болевые приемы, другие — на броски через бедро или
корпус, третьи — на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой
школе, помимо ее «основной» техники, изучают и другие способы
самозащиты.
ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДЖИУ-ДЖИТСУ
Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении
("когусоку"), близкую к технике современного Джиу-джитсу, основал в
1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю.
Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая
Чэнь Юань-Бин, выдающийся мастер "циньна" (или "шинь-на"), китайского
искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в
буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату
всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников,
трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон)
основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю,
Исогаи-рю. В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи,
даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы Джиу-джитсу
возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 100.
Наиболее крупными среди них, помимо названных, были Арагаки-рю, Асаяма
итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи
синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и многие
другие. К концу XVII столетия насчитывалось 725 стилей, каждый из
которых имел свои особенности. Более чем 300 лет джиу-джитсу
культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения.
ЭЛИТАРНОСТЬ ДЖИУ-ДЖИТСУ
Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более 500 лет было
то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского
происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это
искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или
этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было
заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний,
проверявших физические, психические и моральные качества вновь
поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное
изучение базовой техники (кихон). Надо было изо дня в день, по много
часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки
движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности
выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю,
тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудан" - "глубокие
приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до
сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее
в том, чтобы адепты привыкли к терпеливой и продолжительной работе над
приемами, что, по мнению жителей Востока, является ключом к последующим
более сложным приемам. Существует и несколько иной путь развития: как
бы от сложного - к простому. Такой тип школ (рю) предполагал изучение
сложных и не всегда реальных техник на первом этапе и простых весьма
эффективных, для учеников, приближенных к наставнику (сенсею) - так
называемый "ближний круг". Надежда на то, что в один прекрасный день
можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.
Джиу-Джитсу ДЖИУ-ДЖИТСУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЯПОНИИ
В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у
самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно
разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули
родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты
или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам
по всему миру, но эта волна "1868" была особенно внушительной.
Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов
самозащиты во многих странах.
СОВРЕМЕННОЕ ДЖИУ-ДЖИТСУ
Создаётся Всемирная федерация Джиу-джитсу под руководством Р.Кларки и
штаб-квартирой в Лондоне. Основным лозунгом федерации становится
объединение различных видов, стилей боевых искусств, не только не
вмешиваясь в национальные особенности развития, но и всячески поощряя
их. Затем коммерциализация привела к появлению других федераций и
союзов. В России наблюдается аналогичная картина: несколько организаций
проводят чемпионаты равного масштаба параллельно или альтернативно друг
другу. Япония в конце XIX в. уже пережила нечто подобное когда
существовало более 800 школ Джиу-джитсу, и далеко не все из них внесли
что-то новое в развитие и совершенствование боевых искусств.