Это современное значение слова каратэ. Раньше оно писалось
как "кара (китайская) "тэ" рука", т. е. "искусство
китайской руки". Замену иероглифа кара (китайская) на кара (пустая)
произвел Фунакоси Гитин в 1936
г.. Каратэ (или, точнее, каратэ до) - это искусство
рукопашного боя с использованием ног), развивавшееся в течение столетий. Оно
зародилось в шестнадцатом веке, когда китайцы захватили острова Окинава,
входящие в островную гряду Рюкю, и запретили местным жителям носить и держать у
себя оружие; такое же самое запрещение было объявлено и позже, при японской
оккупа- ции.
Окинавский стиль боя брал пример схожих китайских техник, которые
происходят от стилей, практиковавшихся буддийскими мона- хами в храме Шаолинь.
Предназначался он для самозащиты от разбойников и чужеземных солдат. В те
времена крестьяне тренировались тайно и понемногу изобретали различные приемы,
позволявшие им эффективно противостоять нападению.
Многовековые контакты с
китайцами позволили жителям Окинавы кое-что узнать о правилах и техниках
китайского бокса (цюань-фа), известного в Японии как кэмпо, Это также была
система боя с использованием ударов ногами и руками и практически без вхождения
в тесный контакт с противником. Она была очень эффективной, когда требовалось
быстро "отключить" противника, а именно это и требовалось в те
времена от боевого искусства; эстетические и моральные соображения мало кого
интересовали. Нынешние приверженцы рукопашного боя "в полный контакт"
(фулл-контакт) ссылаются на жесткие и резкие методы раннего каратэ, чтобы
оправдать свой собственный жесткий подход к поединку. Но не следует забывать,
что в те давние годы боевые техники предназначались для реального боя; они едва
ли подходят для мирного времени, Существовало несколько стилей раннего каратэ,
получивших названия в честь мест, где они практиковались: сюри-тэ, наха-тэ,
то-мари-тэ и др.
Затем появился Фунакоси Гитин (1869 -1957), учитель каратэ,
который взялся объединить различные окинава-тэ (так собирательно назывались
окинавские стили) и распространить их по всей Японии как одну из форм будо. С
этой целью он устраивал турне по главным городам Японии, в ходе которых
демонстрировал технику каратэ (особенно знамениты турне 1917 и 1922 гг.),
Японской молодежи это новое окинава-тэ пришлось по душе; в нем увидели метод
достижения неуязвимости или, во всяком случае, некоего высшего психического
состояния. Такие возможности представляли благодатную почву для роста
ультранационалистических настроений, которые поощрялись теми, кто планировал
будущее Японии. Тренировки и состязания, которые проводили в додзе, носили
очень суровый характер. Удары действительно наносились, а не
"обозначались". Участники поединков не надевали никаких средств
защиты. Но затем сын Фунакоси Гитина, Фунакоси Йоситака, разработал на основе
смертоносного кинава-тэ спортивный стиль, который он назвал каратэ-до и четко
отделил от каратэ. Суффикс "-до" подчеркивал, что этот новый метод не
предназначался для бойцов, но должен был служить физическому и духовному
развитию человека. Йоситака придал техникам окинава-тэ, им- портированным в
Японию его отцом, больше мягкости; удары не наносились в полную силу. Он
кодифицировал все приемы по той же схеме, которая раньше была применена в
дзюдо, Таким образом каратэ стало дисциплиной, аналогичной дзюдо, но сохранило
свои характерные черты - использование ног и рук для нанесения ударов (атэми)
по уязвимым точкам (кюсе) противника и отказ от техник захвата и броска,
типичных для дзюдо и дзю-дзюцу, Фунакоси Йоситака был подлинным
"отцом" современного каратэ. После военного поражения Японии в 1945 г, американские
оккупационные власти запретили все японские боевые виды спорта, за исключением
каратэ, которое они считали всего лишь разновидностью китайской гимнастики. Но,
по мнению ряда авторов, дело было в том, что американские солдаты очень хотели
изучить кое-какие техники каратэ, чтобы улучшить свое мастерство рукопашного
боя.
Каратэ становилось все более популярным, постепенно завоевав США, Канаду,
Австралию, Европу и многие другие страны. Сегодня во многих странах работают
инструкторы не только из Японии, но и из местных жителей. В Европе следует
отметить Анри Пле, имевшего годан (пятый ранг черного пояса). Он принес
искусство каратэ во Францию. Ученики из Великобритании и других европейских
стран приезжали, чтобы поучиться у него и у японских инструкторов, которых он
время от времени привозил во Францию. Среди этих учеников был Том Моррис из
Глазго, пропагандировавший стиль сюкокай. В конце 19бО-х и начале 1970-х
различные стили каратэ расцвели и в Великобритании. Тацуо Судзуки руководил
преподаванием вадо-рю, Хирокасу Канадзава - стиля сетокан, Стив Арнейл - стиля
кекусинкай, а Стив Моррис - стиля годзю- рю, Позже появились и другие стили, но
эти так и остались "большой четверкой". С 1974 г. феномен Брюса Ли
начал будоражить умы западных любителей кино. Ли демонстрировал в своих фильмах
потрясающую технику ударов ногами и кулаками, Некоторые комментаторы боевых
искусств считают, что именно он способствовал стремительному росту популярности
фулл-контакта. Европейцы и американцы хотели видеть настоящий бой,и
фулл-контакт давал им то, что им было нужно. Но каратэ-до остается искусством и
спортом, девиз которого: "Не наноси удара первым!" Таким образом, это
оборонительное, "миролюбивое" боевое искусство. Его главные принципы
таковы:
1. Мощные удары, требующие хорошо развитой мускулатуры.
2. Концентрация силы, максимально увеличивающая
эффективность удара.
3. Использование силы противодействия для повышения
проникающей или пробивающей мощи удара
4. Управление дыханием (кокю) и развитие низко
расположенного, устойчивого центра тяжести Хара).
5. Быстрота движений и точный расчет времени для атаки.
Мастера каратэ, не желая отставать от других школ будо, до- бавили к
своим тренировкам методы духовного совершенствования и управления умом
(мидзу-но кокоро), а также развития панорамного, глобального видения окружающей
ситуации цуки-но коко ро. Таким образом, практическое физическое развитие
происходит параллельно развитию психики, что приводит к более широкому
восприятию, как самого себя, так и мира в целом. Для хорошего овладения
техникой требуется длительная и подчас суровая тренировка. Вскоре после
появления стиля Фунакоси сетокан родились и другие школы каратэ, которые делали
упорна различные аспекты техники и модифицировали ее по-своему. Кроме уже
упомянутых, можно назвать такие стили, как сито рю и санкукай. Первый Чемпионат
Мира по каратэ-до состоялся в Токио в октябре 1970 г.; на нем делегаты
тридцати трех стран создали международную федерацию каратэ (WUKO - Всемирный
Союз Организаций Каратэ). Второй чемпионат мира состоялся в Париже в 1972 г. Японцы заняли все
призовые места, а один из лучших европейских каратэистов Доминик Валера
(Франция) стал третьим в индивидуальном зачете, вместе со своим соотечественником
Совеном. Последующие чемпионаты мира проводились под эгидой WUKO и принесли ему
полное признание: в США (1975), Токио (1977), Мадриде (1980), Тайбэе (1982),
Маастрихте (1984), Сиднее (1986). На чемпионатах действуют весовые категории,
как и в дзюдо. С 1981 г.
проводятся женские чемпионаты. С 1980
г. проводятся чемпионаты по фулл-контакту, в которых
существует дополнительная весовая категория - супер тяжеловесы. У каратэистов
(каратэ-ка) существуют такие же ранги (кю и даны), как и у дзюдоистов (дзюдо-ка).
Их тренировочная униформа называется каратэ-ги, По некоторым оценкам, в мире
насчитывается около 15 миллионов каратэ-ка.