Меню сайта
Категории раздела
боевые искусства [7]
описание различных направлений в боевых искусствах...
методики тренировок [3]
материалы об особенностях методов тренировок...
оружие [11]
Оружие, использование, история...
Главная » Статьи » Статьи о боевых искусствах » боевые искусства

Рукопашный бой

Экскурс в историю

                 Армейский рукопашный бой объединяет развитые формы многих древних боевых искусств, организованные на основе более поздних методов боя. Еще на вавилонских фресках второго тысячелетия до н. э. можно увидеть воинские упражнения, определенно похожие на блоки, контратаки и броски.

     Боевые приемы знали и использовали еще в Древней Месопотамии, а затем, вероятно, в процессе развития торговли и контактов с северными индийскими культурами, которые также имеют долгую историю рукопашного боя, совершенствовали воинское мастерство. Нечто подобное было и на Востоке, где мы по справедливости и должны искать истоки некоторых самых ранних приемов современного армейского рукопашного боя. Прежде чем Китай утвердился как нация за полтысячелетия до н. э., на его территории существовало множество постоянно враждующих феодальных государств. Конфликты были довольно разнообразными — от стычек подразделений и битв целых армий до поединков «один на один» на королевских приемах, поэтому рукопашный бой стал необходимостью для тех воинов, которые хотели выжить в битвах и заслужить уважение двора. Начиная с VI в. до н.э. профессиональные боевые навыки стали пользоваться особым спросом на опасных торговых маршрутах — в самом Китае, Индии и на Ближнем Востоке. На этих маршрутах нередко встречались бандиты и убийцы, поэтому в пути важных чиновников и торговые караваны охранял Эскорт из военных и бывших солдат. Жизнь телохранителей нередко была суровой и короткой и напрямую зависела от их боевых навыков.

         Индия также шла сходным путем в смысле развития боевых навыков армейского рукопашного боя. Во второй половине первого тысячелетия до н. э. внутри индийские государства-княжества отчаянно конкурировали между собой, что вызывало необходимость в умении вести рукопашный бой. В касте воинов (главным образом выходцев из аристократических семей) боевые навыки служили знаком компетентности, что было установлено и в заветах мифической личности Агастьи. На фресках и барельефах в древних индийских храмах часто можно увидеть богов и людей, сошедшихся в рукопашном бою и демонстрирующих многие из блоков и ударов, применяющихся и по сей день.

      С установлением постоянных торговых маршрутов между Китаем и Индией происходил обмен методами и принципами рукопашного боя между армиями Востока, и эти идеи легли в основу развития рукопашного боя в первом тысячелетии н. э. Запад тоже развивал собственные традиции боевых воинских искусств, однако происходило это несколько позже, чем на Востоке. Гладиаторские традиции античных греческой и римской культур, несомненно, существовавшие в армиях древних средиземноморских государств, включали многие навыки рукопашного боя, тем не менее на Западе больше внимания уделяли умению владеть оружием. Однако целый ряд военных текстов более позднего средневекового периода в достаточной степени иллюстрирует технику захватов и общие способы ведения борьбы, методы блокирования, броски и приемы обезоруживания, обычно применявшиеся как вспомогательные средства боя в искусстве фехтования. Труды «Flos Duellatorum» Фьоре де Либериса (1410) и «Das Solothurner Fechtbuch» Чарлза Студера (1423) содержат разделы, уделяющие внимание приемам рукопашных схваток, — но лишь в дополнение к основным разделам, посвященным применению оружия, подобного длинному мечу или дате (кинжалу). Они были своеобразной данью развитию владения оружием, которое всегда серьезно ограничивало практику рукопашного боя в вооруженных силах мира.

      К XX в. военная техника как на Западе, так и на Востоке практически свела к нулю значение рукопашных навыков, которые могли пригодиться солдату в ближнем бою. Появлялись копья и луки, арбалеты и пороховые орудия, винтовки и взрывчатые вещества, артиллерия, ракеты и боевые самолеты; расстояние, на котором они могли сеять смерть и разрушение, неуклонно росло, и это делало умение вести рукопашный бой все более и более архаичным и ненужным. Например, северокорейские мастера боевых искусств в течение Корейской войны выступали против союзнических войск — как оказалось, лишь для того, чтобы за сотни метров от цели быть скошенными огнем тяжелых пулеметов и артиллерии. Поэтому новобранец британской армии того времени получал минимальное обучение приемам рукопашного боя, а то и вовсе ничему из этого арсенала не обучался, поскольку в этом не было необходимости (по крайней мере, так тогда казалось, и в это легко было поверить).

        Тем не менее, несмотря на падение значимости рукопашного боя, он постепенно все более проникал в системы подготовки сил специального назначения по всему миру — элитных частей, обладающих смертоносными навыками. Расцвет этих подразделений пришелся на вторую половину XX в., отмеченную множеством политически и стратегически сложных военных конфликтов в так называемых «горячих точках».

 

Сущность рукопашного боя.

     Для отрядов типа SOE и коммандос рукопашные методы убийства стали необходимой составляющей их боевой эффективности. Американские войска специального назначения во Вьетнаме делали ставку на действие смертоносной «рукопашной силы», которая в джунглях Юго-Восточной Азии позволяла справиться со многими вьетконговскими повстанцами одним-единственным ударом по шее или голове, — так же, как и корейские спецсилы в уже упомянутом конфликте. На сегодняшний день войска специального назначения превосходят подавляющее большинство войсковых частей в рукопашном бою, хотя качество подготовки существенно различается между разными отрядами, что зависит от боевых навыков обучающего персонала и его способности передать свое знание.

      Это справедливо почти для всех войсковых частей во всем мире, кроме некоторых, достаточно удачно организованных, чтобы преподавать боевые искусства как часть основной военной подготовки (подобно южнокорейским и израильским). Одно, тем не менее, очевидно: рукопашный бой составляет существенную и необходимую часть боевой мощи солдата.

   Хотя рукопашный бой в армейском смысле многое берет от боевого искусства кунг-фу монастыря Шаолинь, которое в основном было формой самозащиты, но его боевые возможности простираются далеко за пределы самообороны.

     Идеал для методов самозащиты — это отражение нападения, если возможно, без причинения серьезного ущерба нападающему. Напротив,. Приемы армейского рукопашного боя направлены на нанесение вреда противнику безо всяких забот о его жизни, здоровье и безопасности — вплоть до уничтожения. Главная цель боя — с максимальной быстротой причинить противнику наибольший вред, получая как можно меньше ответного ущерба. В большинстве случаев убийство противника будет единственно возможным действием — с военной точки зрения.

    Спортивные схватки — такие, как бокс по правилам маркиза Квинсберри, — регламентирует длинный список запретов, в который входят, например, удары в пах. Но как раз такие действия должны расцениваться как совершенно приемлемые и даже обязательные в военном рукопашном бою. Солдата обучают таким образом, чтобы он мог поразить противника в его самые cлабые точки. А реальный противник, если ему дать шанс, определенно будет действовать так же, и поэтому солдат, в отличие от боксера, должен уметь защищаться.

          Это только часть солдатской работы, состоящая в изучении способов, позволяющих убить или, по крайней мере, покалечить вражеских солдат. И обучение рукопашному бою как раз и состоит в том, чтобы освоить способы убивать или калечить голыми руками. Задолго до того, как вступить в рукопашный бой, солдат должен усвоить наиболее важный принцип любого боевого столкновения — не видеть во враге человека, личность. В бою правильно обученные солдаты видят вражеские лица только как цель. В случае рукопашного боя они учатся вместо конкретной» человека видеть лишь жизненно важные точки цели. Часто лучший путь достижения такого состояния заключается в том, чтобы сосредоточить свое внимание в стороне от лица противника, концентрируясь на точке ниже ключицы нападающего. Такая концентрация позволяет периферийным зрением следить за движениями противника, давая возможность разгадать его намерения и адекватно на них среагировать, а также освобождает от влияния своего рода гипноза, производимого выражением лица противника или его словами. Поддерживая отстраненное (хотя и агрессивное) отношение к любому нападающему, боец вряд ли будет сдержан в действиях ненужными опасениями или даже страхом, если противник крупнее его.

     В идеале никоим образом не следует предполагать результат борьбы, а скорее, нужно использовать свое ощущение обстановки и изученные приемы по мере того, как, будут появляться текущие цели.

    Хотя удар ногой в промежность, повергающий человека на землю с вылезшими из орбит глазами, не относится к наиболее честным в спортивных состязаниях, тем не менее такой прием абсолютно необходим в рукопашном бою с вражеским солдатом. Безжалостность объединяет стремительность с жестокостью. В этом типе схватки не имеет особого значения, если что-то сделано чересчур, ведь от этого зависит ваша жизнь.

      Неожиданность и скорость — вот главные элементы боя. Это справедливо как в отношении отдельного противника, так и в стратегии боя против целых армий. Задача состоит в том, чтобы нападать, а не защищаться. Нападение должно быть таким, чтобы каждый удар был шагом к истреблению самой вражеской опасности. И в этом смысле всякое нападение —в то же время и защита.

    Поэтому применение навыков рукопашного боя в условиях войны — это нечто совсем иное, нежели использование их в различных видах спорта или при защите от уличных хулиганов. Солдат, обучающийся истреблению вражеского контингента, совершенно не интересуется такими тонкими вопросами, как далеко он может зайти в борьбе, не нарушив при этом закон.

    Враг или умирает, или убивает, и лучший для солдата шанс остаться в живых закладывается в преднамеренной безжалостности обучения. Если вы окажетесь на войне, наиболее вероятно, что вашей целью будет поражение противника — и настолько быстро, насколько возможно.

 

 Реалистичность рукопашного боя


     Обучение военному рукопашному бою мало похоже на то, что большинство из нас считает боевыми искусствами.

    Многие из спортивных единоборств могут применяться только в весьма ограниченных условиях. Их инструкторы обычно полагаются на сложившуюся практику, в которой противник совершенно пассивен и только поэтому позволяет ученику провести захват. Но любой обучающийся подобным образом не может быть уверен, что сумеет без ущерба для себя выйти из ситуации, с которой он столкнется в реальной жизни. К сожалению, слишком многим людям такие тренировки дали лишь эфемерное представление, что подобные боевые приемы безо всякого риска обеспечивают просто волшебное превосходство над противником.

     Другим препятствием реалистичному отношению к рукопашному бою оказывается... кино. В настоящей рукопашной схватке вы не найдете ничего общего с тем, что показывают на экране.

     А Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Харрисон Форд и Арнольд Шварценеггер лишь изображают придуманные сценаристами и режиссерами поединки. Они не смогли бы выйти из таких схваток живыми и невредимыми, если бы их фильмы хоть в чем-то соответствовали действительности. Чак Норрис, Джекки Чан и другие герои большого экрана могут и на деле быть большими мастерами боевых искусств, но фактически они вряд ли уцелели бы, если бы те боевые условия, с которыми они сталкиваются в фильмах, были реальностью.

     Популярность кунг-фу и боевого кинематографа происходит из тенденций 1970-х — открытия дзэн, восхождения звезды Брюса Ли и связанной с ним привлекательности его зверски жестокой борьбы... Плюс к этому, сами-то зрители находились за пределами досягаемости этих ударов! Это было бегством от действительности, которым они наслаждались.

 

     Рукопашный же бой в реальных боевых условиях безмерно далек от этих киношных приемчиков.



Источник: http://sport.kharkov.ua
Категория: боевые искусства | Добавил: Ray (06.04.2010)
Просмотров: 4527 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Клуб каратэбики "Сайха"
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz